Пошук по сайту

Головна сторінка   Бланки   Договори   Заповнення бланків   

Тест «Дом-дерево-человек» 14 Тестовые показатели 15-28 Рисунок человека 29-32 Несуществующее животное 33

Тест «Дом-дерево-человек» 14 Тестовые показатели 15-28 Рисунок человека 29-32 Несуществующее животное 33





Сторінка1/10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Содержание


Предисловие 4-5

Общая характеристика рисуночных тестов и техника их проведения.

Оценка метода 6-10

Проведение рисуночных тестов 11-13

Тест «Дом-дерево-человек» 14

Тестовые показатели 15-28

Рисунок человека 29-32

Несуществующее животное 33

Рисунок семьи 34

Семья животных 35-36

Рисунок человека 37-41

Критерии оценки умственного развития 42-51

Рисунок несуществующего животного 52-60

Рисунок семьи 61-63

Заключение 64

Литература 65-66

Приложения 67-122





ПРЕДИСЛОВИЕ


В настоящее время использование психологических рисуночных тестов стало очень популярным. В основе их применения лежит принцип проекции на бумагу через рисунок психологического состояния детей, отражение и раскрытие характера, чувств, эмоций, желаний, выявление межличностных отношений и т.п.

Значительным преимуществом рисуночных тестов по сравнению с другими методиками исследования личности, например, по сравнению со словесным опросом, является отсутствие страха у ребёнка в процессе тестирования, что позволяет дать наиболее точную и объективную оценку его личностных особенностей, эмоционального и психологического состояния.

По рисункам ребёнка можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания.

Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. В последние годы в нашей стране появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты. Значительную их долю составляют публикации, представляющие скорее теоретический интерес: содержащие обоснование метода, общие подходы к интерпретации и отдельные примеры, иллюстрирующие эти подходы. В других работах указывается значение различных признаков, встречающихся в тестовых рисунках. Например, приводятся такие критерии оценки, как: «Глаза выпучены – грубость, черствость... Брови редкие, короткие – презрение, изощренность».

Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Так, выпученные глаза могут появиться на рисунке отнюдь не только вследствие грубости, черствости, но и как симптом наличия страхов или как проявление подозрительного отношения к окружающим. Очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается.

Уверена, что чтобы успешно проводить психологическую диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. Иначе вместо целостной картины мы получим бессистемный набор психологических характеристик.

Искусство интерпретации рисуночных тестов требует знакомства с большим количеством разных вариантов выполнения заданий. Оно приходит с опытом работы. Конечно, никакое руководство – в том числе и это – его не заменит, но оно может стать своего рода «тренажером», на котором проводится предварительная отработка навыков.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ

И ТЕХНИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.
    1. ОЦЕНКА МЕТОДА


Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. При нарушениях в умственном развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, своего рода остановки на ранних стадиях. Эта закономерность и позволяет оценивать умственное развитие с помощью рисуночных тестов.

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, ребёнок невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача учителя состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему ребёнок.

Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки ребёнка, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.

Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей ребёнка. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.

Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Наиболее близко это занятие детям. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать беседу.

В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к детям самого разного возраста – от дошкольного до взрослого включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода.

В последние годы все больше подчеркивается психотерапевтическое значение рисования, как и художественной деятельности вообще.

Установить автора, который первым предложил использовать рисунки для выявления психологических особенностей человека, не представляется возможным. Попытки реализовать эту идею предпринимались многими исследователями в разных странах, но до Ф. Гуденаф, создавшей в конце 20-х годов первую стандартизованную рисуночную методику – тест «Нарисуй человека», – никто не разработал достаточно однозначных и обоснованных критериев оценки рисунков.

Впоследствии диагностическая интерпретация тех или иных показателей выполнения заданий пересматривалась и существенно видоизменялась. Было обнаружено много новых критериев оценки рисунка. Наряду с толкованиями, разработанными ранее, стал развиваться подход, опирающийся на более общие представления о формах самовыражения человека в художественной деятельности, в частности в рисовании.

Начиная с 50-х годов XX века и до настоящего времени разрабатывается множество различных рисуночных тестов. Как новые, так и ранее созданные методики постоянно совершенствуются. Предлагаются оригинальные варианты процедуры проведения тестов, дополнения и поправки к принципам интерпретации результатов.

Из работ, проведенных в этом направлении исследователями, хочу особо выделить созданный М.З.Дукаревич оригинальный и чрезвычайно информативный тест «Несуществующее животное». В последние годы он приобретает все более широкое признание как в нашей стране, так и за рубежом.

Я считаю, что рисуночные методы не лишены недостатков. Главный из них – относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик.

Однако меня мало смущает недостаточная «научность» рисуночных методов. Для меня оказывается более важной та польза, которую они приносят в работе с детьми. И все же специфику рисуночных тестов нельзя недоучитывать. Она порождает определенные ограничения в их применении, нарушение которых может привести к нежелательным последствиям.

Заключение ни в коем случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она базируется не на одном отдельном признаке, а поддержана, по меньшей мере, двумя-тремя признаками, обнаруживающимися в рисунках.

В моей работе предложен набор из нескольких рисуночных методик, хорошо зарекомендовавший себя на практике. Он позволяет получить описание как общих интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей ребёнка, так и его отношения к разным жизненным сферам: семейной, социальной и межличностной. Это тесты «Рисунок человека», «Несуществующее животное» (дополненный разработанными оригинальными модификациями: «Злое животное», «Счастливое животное», «Несчастное животное»), «Рисунок семьи» (в трех вариантах) и «Красивый рисунок».

Как показывает опыт применения этого набора тестов, он весьма чувствителен к большому числу различных психологических особенностей. Это следующие особенности:

• уровень общего умственного развития;

• преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;

• уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения;

• уровень общего умственного развития;

• преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности.

Однако для очень значительного числа случаев оказывается вполне достаточным предлагаемый основной набор тестов. Нередко он может быть еще более сокращен. Например, если эмоциональное состояние достаточно явно проявилось в рисунках человека и несуществующего животного, то тест «Красивый рисунок» оказывается ненужным. Если характер жалобы не предполагает выявления семейной ситуации, то опускается тест «Рисунок семьи» и т.п.

В Приложении I дан сводный список, в котором приводится возможная интерпретация различных признаков, встречающихся в тестовых рисунках. Пользуясь им, полезно обращаться к тем иллюстрациям, в которых присутствует соответствующий признак.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

поділитися в соціальних мережах



Схожі:

Теорія поколінь. Покоління у та z
«Человек все в состоянии понять и как трепещет эфир, и что на солнце происходит; а как другой человек может иначе сморкаться чем...

Н. С. Вінтаєва зображення фігури людини
Фігури людини: методичні вказівки до самостійної роботи студентів з курсів «рисунок, живопис, скульптура» І «рисунок людини І ландшафту»...

Тест SpermMar Igg test Прямий та непрямий Тест на виявлення спермальних...
Однак, антитіла IgA рідко зустрічаються окремо від антитіл IgG. Тому, тестування на антитіла IgG є достатнім, як встановлений метод...

Зорово-графічний ґештальт-тест
...

Статут
Рішенням Загальних зборів акціонерів Закритого акціонерного товариства «торговий дом енергомет»

Вступні випробування 2016 тест із загальної навчальної правничої компетентності
Тест складається з трьох частин: секція 1 «Критичне мислення», секція 2 «Аналітичне мислення», секція 3 «Логічне мислення»

Вступні випробування 2016 тест із загальної навчальної правничої компетентності
Тест складається з трьох частин: секція 1 «Критичне мислення», секція 2 «Аналітичне мислення», секція 3 «Логічне мислення»

Тест малого підприємництва (м-тест) на прикладі обов’язкового запровадження...
Тест малого підприємництва (м-тест) на прикладі обов’язкового запровадження суб’єктами малого підприємництва – платниками єдиного...

Характеристика тесту з англійської мови
Загальна кількість завдань тесту – На виконання тесту відведено – 45 хвилин. Тест оцінюється в 60 балів. Вступне тестування включає...

Всеобщая декларация прав человека (рос/укр) (*)
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их

1. Завдання з однією правильною відповіддю
Кожне тестове завдання має відповідати чітко визначеній формі, змісту, рівневі складності. Тільки якісні завдання забезпечують високу...

Рисунок 4 − Типове прикріплення бірки на одногілковий
Наступні вимоги повинні застосовувати для блоків 2-гілкових, 3-гілкових або 4-гілкових стропів

Список творів, рекомендованих для прочитання під час канікул
А. П. Чехов "Человек в футляре”, "Крыжовник”, "О любви”, "Ионыч”, "Палата №6”, "Цветы запоздалые”, "Вишневый сад”

Тест виявляє загальний рівень психічного розвитку, рівень розвитку...
Тест виявляє загальний рівень психічного розвитку, рівень розвитку мислення, вміння слухати, виконувати завдання за зразком, довільність...

На тест зно 2014 з хімії у форматі pdf І jpg (фото) Тестування
Опубліковано офіційні відповіді на тест зно 2014 з хімії у форматі pdf І jpg (фото)

Тест на визначення Антитіл Сперми Кількісний Латекс-Тест для виявлення Антитіл сперми IgA класу
Насправді, пацієнти, у яких два види антитіл класу IgA та IgG, чи лише один IgA мають маленький шанс запліднити свого партнера природним...

Тест малого підприємництва (м-тест) Консультації з представниками...
Консультації щодо визначення впливу запропонованого регулювання на суб'єктів малого підприємництва та визначення детального переліку...

Уроку Дата Підтема Соціокультурна
Моя родина. Родинне дерево розвивати інтерес І поважне ставлення до ім І культури народу країни, мова якої вивчається



База даних захищена авторським правом © 2020
звернутися до адміністрації




blanki-ua.com.ua


Головна сторінка

Бланки резюме
Бланк довіреності
Бланк заяв
Заява зразок
Договір розірвання
Зразок позовної заяви
Заява на паспорт